К сожалению, программное обеспечение не идеально: в любой серьёзной программе встречаются ошибки, недочёты и разнообразные неудобства. Систематическая работа по устранению подобных проблем позволяет сделать программы надёжнее и удобнее в использовании. Поэтому особенно важно, что поучаствовать в этой работе могут сами пользователи!
Если вы нашли проблему в одной из программ KDE, пожалуйста, сообщите о ней разработчикам, чтобы её можно было исправить. Даже если вы предполагаете, что это сделали до вас, найдите соответствующий отчёт и «проголосуйте» за него, чтобы разработчики могли правильно оценить приоритет проблемы.
Некоторые распространённые разновидности ошибок:
Программами KDE пользуются миллионы людей с разными потребностями и привычками. Чтобы организовать сбор их сообщений, KDE применяет систему учёта ошибок Bugzilla. Использовать её гораздо проще, чем может показаться, и далее мы расскажем, что нужно сделать, чтобы отправить ваше сообщение в эту систему.
Основные задачи отчёта об ошибке: объяснить разработчикам, какое поведение программы вы считаете неправильным, и помочь им воспроизвести проблему у себя. Для этого обычно требуются:
По возможности стоит упомянуть, какой операционной системой (в случае GNU/Linux — каким дистрибутивом) вы пользуетесь, и указать версии основных библиотек, которые использует программа. Если вы пользуетесь KDE Plasma, найдите приложение Информация о системе и скопируйте данные оттуда, иначе — из пункта меню приложения Справка > О программе (вкладка «Библиотеки»). Если на вашем устройстве установлены старые версии программ, крайне вероятно, что ошибки, с которыми вы сталкиваетесь, уже были исправлены в более новых выпусках. Как правило, имеет смысл сообщать только об ошибках в последнем выпуске или в ветке с долгосрочной поддержкой (LTS).
Отчёт должен содержать описание только одной конкретной проблемы. Будьте вежливы. Описание составляется на английском языке, поэтому вам может потребоваться использовать онлайн-переводчик. Не бойтесь делать языковые ошибки, но всё же постарайтесь, чтобы ваш текст можно было понять. Для ошибок, связанных с некорректным отображением, длинное описание может заменить снимок или запись экрана.
Для отправки сообщения об ошибке или предложения вам потребуется учётная запись. Она необходима, чтобы разработчики могли уточнить у вас дополнительные сведения, если это потребуется, а вам позволяет следить за работой по решению проблемы.
Для регистрации достаточно указать и подтвердить ваш адрес электронной почты. Если вы разработчик, укажите адрес, который используете в системе контроля версий.
В состав KDE Plasma входит специальная программа, упрощающая отправку сообщений об ошибках в случае аварийного завершения компонентов рабочего окружения или приложений KDE.
После «падения» программы Мастер отобразит уведомление:
Выберите «Сообщить об ошибке» и следуйте указаниям Мастера.
Обязательно нажмите «Установить отладочные символы», если программа предложит это сделать: это существенно ускорит поиск разработчиками причины проблемы. Надпись «Собранная информация бесполезна» обычно говорит именно о недостающих отладочных символах.
Чтобы сообщить об ошибке, не приводящей к аварийному завершению программы, или отправить пожелание относительно работы программы, нужно использовать веб-сайт Bugzilla.
Большинству приложений и игр KDE, компонентов Plasma и библиотек соответствует раздел («продукт») в системе учёта ошибок, поэтому их список довольно длинный. Используйте поиск на странице (Ctrl+F) по названию программы, чтобы найти подходящий.
Некоторые часто используемые продукты:
Определившись с продуктом, попробуйте выбрать компонент — раздел, к которому сообщение относится в наибольшей степени. Нажимая на компоненты, можно просматривать их описания. Если не можете определиться, выберите «general» («общее»).
См. Как выглядит отчёт об ошибке.
Введите в поле Summary краткое описание проблемы, в поле Description — подробное описание и информацию об операционной системе и версиях библиотек. Для прикрепления снимков экрана, файлов журнала и других файлов, полезных для понимания проблемы, используйте кнопку «Add an attachment». Если вы вручную отправляете отчёт об аварийном завершении программы, обязательно вставьте в описание стек вызовов!
В шаблоне подробного описания предложена следующая структура:
Для пожеланий в выпадающем списке Severity выберите «wishlist».
После ввода описания система предложит вам список сообщений, отправленных другими пользователями, которые, возможно, дублируют ваше. Если какие-то из них действительно сообщают о вашей проблеме или описывают ваше пожелание, заводить новое сообщение не стоит: вместо этого, перейдите по ссылке дубликата и нажмите на кнопку «Save Changes» в правом верхнем углу страницы. Так вы «проголосуете» за сообщение. При необходимости дополните информацию, отправив комментарий (многострочное поле ввода ниже).
Если же ваше сообщение действительно первое, пожалуй, самый ответственный шаг: нажать на кнопку «Submit Bug». После того как вы отправите сообщение, разработчики, ответственные за выбранный компонент, будут оповещены. Обо всех изменениях и ответах вы узнаете по электронной почте. Благодарим за ваш вклад!
В зависимости от приоритета проблемы, числа и загруженности разработчиков, а также качества вашего отчёта, исправление проблемы может занять длительное время. Не стоит «напоминать» о своём сообщении, оставляя комментарии, которые не несут новой информации.
Старайтесь оперативно отвечать на запросы дополнительных сведений и избегать споров. Помните, что в недочётах программного обеспечения мало приятного для всех участников обсуждения, а большинство разработчиков занимаются проектами KDE в своё свободное время.
Со временем статус вашего отчёта будет меняться. Не стоит менять статус самостоятельно, это может создать путаницу.
Для сообщений об уязвимостях вместо Bugzilla используйте адрес электронной почты security@kde.org.